Главная » Публикации » Ритуальная посуда коренных народов Нижнего Амура в коллекции МКМ им. В.Е. Розова |
Последнее обновление страницы: 18.01.2021 г. |
|||||||
Ритуальная посуда коренных народов Нижнего Амура в коллекции МКМ им. В.Е. РозоваРелигиозное мировоззрение является неотъемлемой частью культуры любого народа. В системе религиозного сознания народов Нижнего Амура ведущее положение занимали культы. Характер связи и отношения к культовым объектам у коренных жителей Нижнего Амура опирались на принципы, близкие сакральному праву римлян «даю, чтобы ты дал». Обращаясь с призывом о помощи, они знали, что ни одно «божество» не исполнит просьбы бесплатно, что за оказанную помощь оно должно получить вознаграждение в виде жертвы. Среди многообразия культов и обрядов коренных народов Нижнего Амура особый интерес вызывают обряды, связанные с почитанием сил и явлений природы - «кормление хозяина воды», «медвежий праздник». «Кормление воды» («кормление хозяина воды») устраивали дважды в году: весной, во время освобождения реки ото льда, и глубокой осенью, сразу после становления льда. Особенно большое значение придавали обряду кормления воды весной. В это время как бы возобновлялись постоянные контакты по водному пути. Люди посылали «хозяину воды» гостинцы, тот, в свою очередь, посылал в виде подарков косяки лососевых рыб. Для проведения обряда «кормления воды» изготовлялись особые ритуальные блюда, представляющие собой, как правило, стилизованные изображения нерпы, гагары, рыбы.
«Медвежий праздник» – интереснейшее и уникальное явление. В его основу положен миф об умирающем и воскресающем медведе. Тайга, как и Река, давала народам Нижнего Амура жизнь. В тайге добывали мясо, ягоды, дрова и др. И чтобы тайга давала всего этого в достатке, следовало задабривать «хозяина тайги», дарить ему подарки. Они передавались через посредника, роль которого выполнял медведь - потому что он и есть «лесной» человек в шубе. Убитый на празднике медведь не умирает, он отправляется назад к своим родичам – «лесным людям». «Медвежий праздник» проводился регулярно и мог бы относиться к сезонным праздникам, если бы имел точную дату. Для каждого «медвежьего праздника» изготовлялась ритуальная посуда, которая нигде больше не использовалась. В большинстве своем посуда была украшена изображениями медведя. Говорят, что по изображению медведя можно было судить о том, сколько лет было медведю, поймали его или купили и т.д. К сожалению, у коренных жителей Нижнего Амура не было своей письменности и множество ценных сведений утрачено.
Зав. отделом археологии и этнографии: Гребенник Наталья Генриховна.
|
|
|||||||
Главная Документы Контакты Коллекции Публикации © 21.03.2013–2024 МБУ "МКМ им. В.Е.Розова" Николаевского муниципального района. |