МБУ "Межпоселенческий краеведческий музей им. В.Е.Розова"

Николаевского муниципального района

Главная » Публикации » Ритуальная посуда коренных народов Нижнего Амура в коллекции МКМ им. В.Е. Розова

Последнее обновление страницы: 18.01.2021 г.

Режим работы.

среда - пятница:

с 10.00 до 18.00 ч.,

суббота - воскресенье:

с 10.00 до 17.00 ч.

Обед 13.00 до 14.00

Последняя пятница каждого месяца санитарный день

понедельник - вторник: выходные

 

Независимая оценка

УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ:

Мы в соц. сетях:

 

 

Ритуальная посуда коренных народов Нижнего Амура в коллекции МКМ им. В.Е. Розова

Религиозное мировоззрение является неотъемлемой частью культуры любого народа. В системе религиозного сознания народов Нижнего Амура ведущее положение занимали культы.

Характер связи и отношения к культовым объектам у коренных жителей Нижнего Амура опирались на принципы, близкие сакральному праву римлян «даю, чтобы ты дал». Обращаясь с призывом о помощи, они знали, что ни одно «божество» не исполнит просьбы бесплатно, что за оказанную помощь оно должно получить вознаграждение в виде жертвы.

Среди многообразия культов и обрядов коренных народов Нижнего Амура особый интерес вызывают обряды, связанные с почитанием сил и явлений природы  - «кормление хозяина воды», «медвежий праздник».

«Кормление воды» («кормление хозяина воды») устраивали дважды в году: весной, во время освобождения реки ото льда, и глубокой осенью, сразу после становления льда. Особенно большое значение придавали обряду кормления воды весной. В это время как бы возобновлялись постоянные контакты по водному пути. Люди посылали «хозяину воды» гостинцы, тот, в свою очередь, посылал в виде подарков косяки лососевых рыб.

Для проведения обряда «кормления воды» изготовлялись особые ритуальные блюда, представляющие собой, как правило, стилизованные изображения нерпы, гагары, рыбы.

Блюдо ритуальное для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. 40-е гг. ХХ в.

Блюдо ритуальное для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. 40-е гг. ХХ в.

   

Блюдо ритуальное для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. 40-50-е гг. ХХ в.

Блюдо ритуальное для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. I-ая пол. ХХ в.

   

Блюдо ритуальное для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. 40-е гг. ХХ в.

Блюдо ритуальное (фрагмент) для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. 40-е гг. ХХ в.

   

Блюдо ритуальное для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. К. ХIХ в.

Блюдо ритуальное для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. Нач. ХХ в.

   

Блюдо ритуальное для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. 40-е гг. ХХ в.

Блюдо ритуальное малое для кормления «хозяина воды»

Ульчи. 30-40-е гг. ХХ в.

   

Ковш ритуальный малый  для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. I-ая пол. ХХ в.

Блюдо ритуальное малое для кормления «хозяина воды»

Нивхи. I-ая пол. ХХ в.

   

Блюдо ритуальное для кормления «хозяина воды» («толнир»)

Нивхи. К. ХIХ в.

 

 

«Медвежий праздник» – интереснейшее и уникальное явление. В его основу положен миф об умирающем и воскресающем медведе. Тайга, как и Река, давала народам Нижнего Амура жизнь. В тайге добывали мясо, ягоды, дрова и др. И чтобы тайга давала всего этого в достатке, следовало задабривать «хозяина тайги», дарить ему подарки. Они передавались через посредника, роль которого выполнял медведь - потому что он и есть «лесной» человек в шубе. Убитый на празднике медведь не умирает, он отправляется назад к своим родичам – «лесным людям».

«Медвежий праздник» проводился регулярно и мог бы относиться к сезонным праздникам, если бы имел точную дату.

Для каждого «медвежьего праздника» изготовлялась ритуальная посуда, которая нигде больше не использовалась. В большинстве своем посуда была украшена изображениями медведя. Говорят, что по изображению медведя можно было судить о том, сколько лет было медведю, поймали его или купили и т.д. К сожалению, у коренных жителей Нижнего Амура не было своей письменности и множество ценных сведений утрачено.

Ковш ритуальный малый для «медвежьего праздника» («нихыр»)

Нивхи. К. XIX – нач. ХХ в.

Ковш ритуальный для «медвежьего праздника»

Нивхи. К. XIX – нач. ХХ в.

   

Ковш ритуальный для «медвежьего праздника» («ору»)

Нивхи. К. XIX – нач. ХХ в.

Ковш ритуальный для кормления медведя («ору»)

Нивхи. К. XIX – нач. ХХ в.

   

Ковш ритуальный для «медвежьего праздника («ору»)

Нивхи. Нач. ХХ в.

Ложка ритуальная большая для «медвежьего праздника» («нихыр»)

Нивхи. Нач. ХХ в.

   

Ложка ритуальная для «медвежьего праздника»

Нивхи. 30-40-е гг. ХХ в.

Ложка для медвежьего праздника ("нихыр").

Нивхи. Нач. 20 в.

   

Блюдо ритуальное малое для «медвежьего праздника»

Ульчи. I-ая пол. ХХ в.

 

 

Зав. отделом археологии и этнографии:

Гребенник Наталья Генриховна.

 

Календарь мероприятий



Главная      Документы      Контакты      Коллекции      Публикации

© 21.03.2013–2024 МБУ "МКМ им. В.Е.Розова" Николаевского муниципального района.
    При любом использовании материалов ссылка на www.nik-mkm.ru обязательна.